Основные принципы грамотного шопинга одинаковы для мужчин и женщин. Прежде всего имеет смысл пересмотреть имеющийся состав вещей. «Нужно понять, что вы не носите потому, что не с чем, какие вещи не станете носить никогда, а какие будете надевать лишь по особым случаям»,- дает ориентир директор консалтинговых программ Fashion Consulting Group Ануш Гаспарян. «Одна часть - вещи, из которых получатся рациональные и творческие ансамбли, если подобрать к ним дополнения. В другую часть гардероба убираем те, что вам не идут, но по каким-то причинам вы не можете от них отказаться. Над их необходимостью можно подумать полгода, от остальных надо избавиться»,- уточняет партнер школы имидж-консультантов First Impressions Russia Юлия Бевзенко. К вещам, с которыми нужно решительно расстаться, автор книги «Метросексуал. Гид по стилю» Майкл Флокер предлагает отнести то, что не надевалось последние два года, а также старомодные или сентиментальные предметы гардероба.
Важно реалистично взглянуть на вещи и определить, какие из них лучше всего подходят к фигуре - именно они должны составить основу гардероба. Коренастым и плотным лучше избегать двубортных пиджаков и обтягивающих водолазок. Стройным, напротив, рекомендуется расстаться с одеждой мешковатого покроя. Брюки со складками выглядят старомодно. Узкие прямые брюки оптически удлиняют фигуру и добавляют стройности. Самое надежное - придерживаться в основных вещах чистых линий, однородных цветов, темных тонов.
Разобравшись с тем, что есть и что надо, легче понять, чего и сколько не хватает для счастья. «Мужчины теперь не носят костюмы целиком, а разъединяют. К пиджаку в клетку или меланжевому можно докупить гладкие, классические брюки, к ним подходит слегка укороченная кожаная куртка, как у Boss или Zegna. Ее также можно носить с джинсами и футболкой,- облегчает задачу директор магазина Gардероб men Оксана Глухова. - Джинсы и футболка, в свою очередь, составят „американский” вариант костюма, если надеть их с пиджаком».
Женщинам Оксана Глухова рекомендует извлечь из глубин платяного шкафа брюки мягких линий и добавить к ним новый верх: «В этом сезоне хотя бы одна блузка должна быть белой, с плавными линиями и кружевами, в викторианском или народном стиле. Завершит ансамбль жакет или кардиган».
Определившись с количеством и качеством необходимого нового, проще решить, в магазин какого типа отправиться. Пару люксовых вещей, способных преобразить весь гардероб, можно приобрести в бутике. Там же вам подберут достойные аксессуары. Дополнения к повседневной одежде легче отыскать в торговом центре. Новые ансамбли из добротных, качественных вещей удобнее всего составлять в универмаге. На одном этаже примерить брюки, рубашку, пальто, на другом подобрать аксессуары, а потом заплатить за все сразу. Такой вид шопинга подойдет мужчинам, которые согласны потратить на выбор двух костюмов, трех рубашек, ремня, трех галстуков и двух пар ботинок не более 20 минут. Минус в том, что универмаг западного уровня, в котором предлагаются люксовые брэнды, в Москве пока только один. Альтернатива - специализированные мужские магазины: здесь также можно за один раз одеться с ног до головы на весь сезон.
Главный секрет эффективного шопинга в том, чтобы перевести сакраментальный вопрос «что носить?» из разряда риторических в имеющий конкретные ответы. А главный секрет удовольствия от процесса - хорошая компания. Не секрет, что для большинства женщин поход по магазинам - одна из форм проведения досуга и лучшее средство снять стресс. Здесь можно дать волю инстинкту собирательницы и неторопливо бродить зигзагами, выхватывая из буйства цветов и половодья фасонов животворящие новинки и примеряя все, за что цепляется взгляд. Мужчины же, как правило, предпочитают перемещаться по прямой и брать максимально знакомые вещи. В результате они всегда приносят домой одно и то же, но остаются довольны: не важно, что это те же самые черные туфли, главное - они новые. Однако если пришла пора изменить имидж, для мужчины это стихийное бедствие.
К счастью, как утверждает Майкл Флокер, подобрать правильный мужской гардероб гораздо проще, чем женский. Главное - собрать базовый состав вещей. Побольше темных и нейтральных цветов, чтобы можно было надевать часто, чтобы вещи не привлекали лишнего внимания и не вступали в противоречие с остальными. При этом не обязательно одеваться целиком во все новое и дорогое, лучше соединить незаурядную вещь с обычными предметами. Покупая самые первые люксовые вещи, имеет смысл остановить выбор на однотонных: одежда ярких цветов вскоре начинает выглядеть поношенной.
Первую помощь в подборе новых вещей, как ни странно, может оказать продавец. Часто он искренне предлагает то, что сейчас популярно. Чтобы не ошибиться, поддавшись обаянию консультанта, нужно всего лишь «держать в голове» свой образ жизни и соотносить с ним предлагаемое. Например, чтобы понять, сможет ли кардиган или «новинка сезона» с принтами стать основой гардероба, нужно представить, что с ними будет сочетаться. Если решите купить что-то совершенно новое для себя, лучше подстраховаться и сразу подобрать дополнения к новинке, например пару рубашек или галстук. При этом хорошо бы учитывать цветовую гамму, подходящую именно вам. Если у вас крупные и запоминающиеся черты лица, яркий, немного агрессивных тонов галстук поможет создать образ сильной личности. Вечный вопрос о модных тенденциях сегодня не актуален. Ануш Гаспарян полагает, что говорить об осознанном использовании тенденций не имеет смысла, потому что им никто не следует: «Ну разве что все по-прежнему любят черный цвет. Если обратиться к люксу, в этом сегменте тенденции уже заданы самими марками».
Конечно, удобнее сначала послать по магазинам профессионального шопера, который сэкономит ваше время, проделав «пробный путь» без вас. Шопер не стилист и не дает однозначных рекомендаций. Он подбирает вещи, которые могут понравиться клиенту, откладывает их и договаривается о дате совместного посещения магазина. Его советы не категоричны - решение клиент всегда принимает сам.
К смене гардероба под новое положение лучше всего подключить имидж-консультанта или стилиста. Их услуги оцениваются в зависимости от длительности и сложности консультации и стоят от $150 за час. Если вы постоянно «на виду», но у вас нет времени на «прочесывание» магазинов, можно заключить долговременный контракт со специалистами персонального шопинга (в этих случаях действуют особые расценки).
Чтобы понять, в какой одежде клиент будет не только хорошо выглядеть, но и естественно себя чувствовать, компания First Impressions разработала систему психологических типажей (wardrobe personality) по предпочтениям во внешнем виде. Это «романтический», «эффектный», «классический», «естественный» и типаж gamine (близкий к «инженю»). По стилям существует разделение на формальный и casual. Последний имеет несколько разновидностей: это может быть утонченный и сдержанный smart casual, или разухабистый street casual, или повседневный city casual. При подборе образа консультанты по имиджу учитывают образ жизни клиента: сколько времени он уделяет работе, какой именно, где и как любит отдыхать, в каких местах бывает. Затем обращают внимание на пропорции тела и лица - от этого зависит, какая одежда пойдет клиенту, а о какой лучше забыть. Женщинам предлагается помнить, что деловой облик предполагает акцент на лицо и глаза.
Отправляясь на шопинг под руководством консультанта или без, имея цель приятно провести время или полностью «сменить кожу», вы получите наилучший результат, если будете помнить, что, подобрав хорошо скроенную и сшитую одежду простого дизайна, которая вам идет, вы будете выглядеть стильно благодаря небольшому числу дорогих, тщательно подобранных аксессуаров.