В этом году на Миланской неделе моды вещи от 14 российских дизайнеров были представлены на специальном информационном стенде Russian Fashion Week (RFW). Сейчас решается, кому из наших модельеров и когда именно будет доверено участвовать в миланском коллективном показе. «Многие российские дизайнеры высоко оцениваются западными специалистами,— утверждает генеральный продюсер RFW Александр Шумский.— Вопрос качества их одежды и даже цены уже не стоит. Однако надо понимать, что показы, даже гениальные, приводят к коммерческому успеху на третий-четвертый год. Единичные шоу нигде ничего не решают. Все, что мы делаем в мире, направлено на популяризацию русского дизайна и привлечение инвесторов.
Мировой рынок шире российского, но местные дизайнеры должны быть в первую очередь востребованы на отечественном рынке. А когда модельеры будут востребованы здесь, они станут нужными и за рубежом».
Показы RFW, прошедшие в павильоне на Васильевском спуске, впрочем, не обошлись без приглашенных дизайнеров. Наибольший ажиотаж среди них вызвал Джулиен Макдональд, в прошлом креативный директор Givenchy, а теперь владелец собственной марки. Макдональд признался в любви к русским женщинам, которые высоко ценят его гламурные наряды. Рассказал он и о своей коллекции: оказывается, источником вдохновения для создания вечерних платьев стал для него Голливуд, а для меховых вещей из норки, снежного барса и черной ламы — Россия.
Безусловно, по гламурности ни один русский дизайнер не мог сравниться с британской звездой. Однако у наших модельеров были свои особенности. Например, показ коллекции в готическом духе от Arsenicum by Enton (дизайнер Дмитрий Логинов) назвали самым эффектным зрелищем недели. Справедливости ради стоит отметить, что некоторые модели мужской одежды действительно отличались новизной кроя, а не только внешней подачей. В мужской коллекции украинца Александра Гапчука, посвященной Ван Гогу и незаслуженно проигнорированной большинством публики по причине дневного показа, было довольно много оригинальных и привлекательных вещей, которые хотелось купить немедленно. Если дизайнер перекраивает привычные пиджаки и брюки таким образом, что они кажутся удобными, но при этом выглядят нестандартно, это несомненный талант. Недоумение вызвало только обилие чисто белых вещей в зимней коллекции: видимо, зимовать Гапчук собирается где-то в другом климате. А вот показ Макса Черницова, чьи вещи продаются в ЦУМе, разочаровал даже многих его поклонников. Мало того что публику предварительно помучили самодельным, довольно беспомощным фильмом «под артхаус», так еще и одежда от Черницова в этот раз производила впечатление жесткой, неудобной и сшитой не из лучших материалов. Исключением были простые по крою, но эффектные шелковые женские платья.
В цветовой гамме российские дизайнеры попали в тренд: почти во всех коллекциях доминировал черный. Конечно, для такой марки, как Chistova & Endourova, это цвет традиционный, да и сами женские модели характерного кроя с пышными короткими юбками во многом продолжали концепцию прошлого сезона. А вот Татьяна Парфенова по-хорошему всех удивила, представив совершенно неожиданную для нее коллекцию в черно-белых тонах «Маммели». «Коллекция называется „Мамочка”, и ее героиня, хоть и молода, не похожа на остальных девушек. У нее свой стиль, и она космополитична — остается собой в любой стране. Это совсем иное, чем мои прошлые коллекции, героинями которых были француженка или украинская панночка, получающая обновки из Венеции»,— говорит дизайнер. Парфенова только не объяснила, что «мамочка» — перевод с идиш, и если это знать, становится понятным, откуда взялись сочетание цветов, сдержанность фасонов и объемные мягкие береты.
Марка InShade выбрала «сельскохозяйственную» тему с обязательными для нее ватниками и немаркой черно-сине-коричневой гаммой. Так дизайнеры Мария Смирнова и Александр Волоховский выразили любовь к английскому саду. Поэтому в показе зимней коллекции были задействованы лопаты и тяпки, а декорацией послужили грядки салата.
Лена Макашова, которую любит интеллектуальная московская публика, со своей неизменной черно-белой гаммой на этот раз попала в струю: ее коллекция не выделялась на общем фоне так сильно, как это бывает обычно.
Кроме ожидаемых асимметричных пальто и платьев с закрученными по подолу валиками, Макашова представила несколько бархатных и шерстяных приталенных брючных костюмов очень изящного вида. Модели выходили в грубых ботинках на высокой платформе, дизайнер объяснила этот выбор тем, что ненавидит каблуки. «Женщина на каблуках всегда хочет понравиться мужчине, а значит, стать второй по значению. Платформа ее возвышает без демонстрации такого самоуничижения»,— находит Макашова. Она считает, что дизайнер должен прежде всего думать о свободе самовыражения, а не о попадании в тренд, желании угодить клиенту или даже хорошему вкусу. Впрочем, с такой профессиональной школой за плечами, какая у Макашовой, можно говорить все что угодно.
Безоговорочно порадовала коллекцией Frozen Ольга Ромина. В ее одежде не было ни излишней сложности, ни нарочитой простоты. Цвета были действительно зимними — от белого к синему и серому с вкраплениями красного. Силуэты — обтекаемые, шарообразные. И это тоже тренд, судя по тому, в каком множестве коллекций были представлены шарообразные юбки и юбки-баллоны.
Султанна Французова, чье имя в течение последнего года у всех на устах, не изменила себе и показала именно такую коллекцию, какой от нее ждали.
Юбки из бархатного трикотажа на контрастной подкладке кремового, вишневого и бирюзового цветов, приталенные пиджаки с округлыми полами и прорезными карманами — опять же на контрастной подкладке, низко сидящие узкие брюки с защипами, полуприталенные, отрезные по талии платья в духе 1930-1940-х годов. Все это очень романтичные, очень продаваемые и очень носимые вещи.
Главное, чтобы у всех барышень Москвы в возрасте до 30 лет не возникло повального желания надевать только это и ничего другого. Иначе привлекательность марки Sultanna Frantsuzova окажется под угрозой. Впрочем, Александр Шумский считает, что подобного бояться не стоит, и приводит в пример итальянцев Gucci и Prada, которые пока еще никому не надоели.
Закрывал RFW шоу-рум, впервые проходивший в главном универмаге страны — в ГУМе, на первой и второй линиях. Вход на шоу-рум был свободным, и заказать понравившиеся вещи нового осенне-зимнего сезона могли не только профессиональные байеры, но и все желающие.