Марка, у которой есть свой стиль.Про эту женщину ходит много слухов, она всегда окружена пеленой мистической секретности. Ее образ известен всем, кто имеет отношение к модной индустрии - огненно-рыжие волосы, прямая челка поверх дымчатых глаз.
Она носит только черное. В модных кругах ее называют «Шанель наших дней» и «Королева Черного».
Все это - Сонья Рикель - «независимый дизайнер» и автор концепции demode, глава успешной семейной компании, торговые обороты которой уверенно приближаются к отметке в 100 млн. евро.
детство в рыжем цвете
О происхождении Соньи Рикель известно немногое. 25 мая 1930 года в Париже на свет появилась рыжеволосая девчушка Сонья Флис. Она была настолько рыжей, что по ее собственному признанию быть такой было просто непозволительно: «Волосы были цвета крови, не приветственного оранжевого цвета, а пылающе-красного, рубиново-красного, кричаще-красного. Я была крайностью, несла в себе революционный цвет... была накалена докрасна, охвачена пламенем!»
Сонья посещала среднюю школу в обеспеченном районе Парижа Neuiuy-Sur-Seine, и когда ей исполнилось 17 лет, сочла себя достаточно зрелой, чтобы самостоятельно зарабатывать на жизнь. Она быстро нашла работу оформителя витрин в одном из парижских бутиков элегантной одежды для богатых дам Laura. Владельцем магазина был интеллигентный молодой бизнесмен Сэм Рикель. В 1953 году Сонья вышла замуж за владельца бутика и сменила фамилию на Рикель.
через свитер к звездам!
Сонья Рикель с детства ненавидела новую одежду и никогда не хотела быть модным дизайнером: «Единственной большой амбицией в моей жизни было желание иметь 10 детей». Свой первый свитер Сонья создала не по собственной прихоти, а по причине дефицита нужной ей одежды. Проблема заключалась в том, что, будучи беременной, она столкнулась с отсутствием подходящей одежды, особенно Сонья нуждалась в красивых качественных свитере и платье.
Отчаявшись найти необходимое, она воспользовалась связями супруга и обратилась к поставщику материалов бутика Laura, который привозил дорогие ткани и шерсть из Венеции. Имея на руках нужные материалы, она детально объяснила портным, какие платье и свитер ей нужны. Сонья оказалась очень требовательной заказчицей - один только свитер переделывали 7 раз, прежде чем он понравился будущей «Королеве Свитеров».
Главное, что отличало свитер Рикель от тех, которые предлагались в магазинах для беременных, - это его немыслимая по тем временам облегающая форма. Свитер был таким обтягивающим и удобным, что на корню подрывал мнение о том, что беременным женщинам нужны свободные вещи мешковатого кроя.
Супругу Соньи понравилась работа, он предложил ей заняться линией свитеров для магазина, однако после появления на свет дочери Натали у новоиспеченной мамы не было свободного времени, поэтому она занималась дизайном одежды от случая к случаю, но творения всегда пользовались популярностью. В начале 60-х Сонья решилась, наконец, заняться дизайном одежды, и успех не заставил себя ждать: «В один прекрасный день я начала создавать свитера, в 1962 году они оказались на обложке Elle».
Красный май 1968
В конце 60-х Рикель учредила фирму Sonia Rykiel C.D.M. и открыла свой первый бутик в мае 1968 года, вошедшего в историю как «Красный май 68-го» из-за студенческих волнений. Гул сирен «скорой помощи», взрывы гранат со слезоточивым газом и скандирование антибуржуазных требований стали привычным аккомпанементом городской жизни того периода.
В таких условиях Сонья Рикель смогла провести за работой 15 дней, после чего закрыла бутик и отправилась на митинг: бунтарский дух, проявившийся еще с рождения в копне красно-рыжих волос, свел на нет возможность ее неучастия: «В 1968-м я была на баррикадах Одеона. Этот взрыв свободы я акцентировала в своей одежде, слоганы, написанные на стенах города, я переносила на свои свитера».
Поддерживая студентов, хиппи и феминисток, Рикель создала бунтарское движение в моде, назвав его demode (фр. «вышедший из моды»). Согласно видению Рикель, каждая женщина имела право определять свой собственный стиль, игнорируя предписания официального модного истеблишмента.
1968 год стал знаменательным для Соньи Рикель еще и потому, что именно тогда она получила свою первую премию Queen of knits (Королева Трикотажа) американского издания VWVD.
В США свитера Рикель пользовались огромным спросом. Они были представлены в известных универмагах Нью-Йорка Henri Bendelm Bloomingdales. Свитер от Rykiel стал символом статуса, его могли позволить себе женщины, обладающие достаточной суммой денег и стройностью. Издание Los Angeles Times писало: «Кутюр - этого недостаточно. Вам необходимо иметь Rykiel» Особый шик свитерам придавали фирменный облегающий крой и богатая расцветка. Мы до сих пор узнаем вещи Rykiel по веселым цветным полоскам.
нуар, нуар, нуар
Подбор цвета является фундаментальной задачей для Рикель: «Чтобы создать нужный цвет, я ездила по всему миру и привозила образцы тканей, песка с побережья Кораллового моря, кусочки облицовки с оград домов Торчелло в Италии. Я опаздывала на поезда, самолеты, теплоходы. Я сводила сума людей, которые вообразили себе, что я вижу цвет не так, как они, а по-другому».
Сама же Сонья предпочитает черный, и многие искренне этому удивляются. Однажды Малькольм Макларен задал ей вопрос: «Почему черный, когда это началось?» На что Рикель ответила: «После того, как я родила своих детей и жутко растолстела... Черный стал моей униформой, моим почерком. На самом деле мне нравятся разные цвета, ты же видел на мне цветные шарфы».
некто позади
К началу 80-х жизненный путь Соньи Рикель вел ее от одной успешной коллекции к другой - каждые полгода она производила полноценную коллекцию женской одежды прет-а-порте. Статус Рикель как уважаемого дизайнера быстро крепнул за счет высоких продаж и признания fashion-сообщества: в 1986 году она была награждена организацией FASHION GROUP INTERNATIONAL Оскаром за вклад в развитие моды по всему миру благодаря ее выдающемуся профессионализму и креативности.
Однако как показывает практика, творческие личности не всегда умеют применить себя в одном из важнейших искусств современного мира -искусстве зарабатывать деньги - для этого им, как правило, нужен некто, кому подвластен прагматизм и бизнес-чутье. До конца 70-х роль этого некто для Соньи Рикель выполнял ее супруг, но после его внезапной смерти незаменимой помощницей Соньи стала ее дочь Натали. На сегодняшний день Натали Рикель занимает пост арт-директора компании, ей принадлежит немало заслуг по успешному продвижению бренда Sonia Rykiel на международном рынке.
семейные узы
На данный момент управление бренда Sonia Rykiel сосредоточено в руках трио, в сослан которого входят Соня Рикель Натали и ее супруг Симон Берштейн, занимающий пост вице-президента компании. Как и в случав с Натали, модная профессия досталась Симону от родителей - владельцев лондонского универмага Browns. Он начал работать в семейном бизнесе в 17 лет и в течение 10 лет принимал активное участие в развитии различных направлений торговли компании. Именно ему принадлежит инициатива создания мужского отдела и линии мужской одежды Browns.
бизнес
По мнению Симона Берштейна, бренду Sonia Rykiel удается избежать поглощения в условиях жесточайшей конкуренции со стороны больших концернов и оперировать на рынке в качестве семейной компании благодаря особенной ДНК, которая совпадает с формулой духовной жизни целевой аудитории бренда - богемной женщины-интеллектуалки, предпочитающей сдержанный люкс в своем стиле.
На данный момент в собственности бренда находится 30 бутиков.
Кроме того, открыто 20 бутиков на условиях франчайзинга и более 50 стендов в мультибрендовых магазинах и универмагах: «Снаружи этого торгового цикла кажется, что мы продаемся в основном в мультибрендовых магазинах, что может быть недостаточным, но даже это является большим достижением для независимой семейной фирмы», -говорит Берштейн.
«При открытии каждого нового бутика цель заключается в том, чтобы достичь ?1,2-1,5 млн. торгового оборота в первый год и потом с реактивной скоростью приблизиться к отметке в ?3 млн. в течение трех лет. В среднем это должен быть доход в ?10 000 с одного квадратного метра», -заключает Берштейн, - «Сонья Рикель это марка, у которой есть свой стиль. Стратегия бренда Sonia Rykiel - придать максимум творческому выражению.
Эта характерная черта объясняет сдержанность в вопросе торговой экспансии». Сегодня в компании работают 460 человек - половина из них трудятся в Париже. Руководство не афиширует данные о финансах компании, поэтому на данный момент известно только то, что в 2004 году торговый оборот компании достиг ? 83 млн. и на 2005 год был сделан прогноз 5-7% роста этих показателей.
Самыми перспективными рынками Берштейн считает Японию, Францию и Россию, где отмечен высокий спрос на продукцию Sonia Rykiel, четвертое место в иерархии стратегических рынков занимают США.
Среди важнейших факторов успеха компании Sonia Rykiel Берштейн называет правильно структурированную систему управления, большую роль в которой играет эффективная коммуникация между основными управляющими звеньями компании, задача которых - донести главные решения руководства до всех сотрудников. В данной системе существует и обратная связь, благодаря которой руководство всегда в курсе, какие настроения преобладают среди работников. Технически коммуникация осуществляется следующим образом: раз в три месяца проходит собрание топ-менеждеров (10 человек), которые затем встречаются с главами департаментов (15 человек), и далее по цепочке.
в чем секрет?
По сравнению с другими семейными предприятиями в Доме Sonia Rykiel нет столкновений интересов благодаря четкому разделению обязанностей среди ее членов - неординарная Сонья Рикель играет
главную творческую роль, ее зять, сдержанный англичанин Симон Берштейн, занимается всеми вопросами, связанными с деловой активностью компании, а эмоциональная Натали Рикель служит связующим звеном между творчеством и бизнесом, воплощая в жизнь смелые и оригинальные проекты.
У средней по сегодняшним меркам империи Rykiel есть наследницы - три внучки Соньи - Татьяна, Лола и Саломея, однако пока родители не заметили большого желания с их стороны заниматься семейным бизнесом - но ведь и Сонья и Натали тоже никогда не мечтали работать в моде!
Клара Ким, Модный magazin
Источник: www.elite.ru